Головна Філологія Мовознавство КОНЦЕПТ ПАМЯТЬ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
joomla
КОНЦЕПТ ПАМЯТЬ В ВИРТУАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ
Філологія - Мовознавство

И. В. Пожидаева

Международный научно-технический университет имени академика Ю. Бугая (г. Киев)

Досліджено модифікацію Концепту Пам’ять В лінгвокультурологічному просторі Інтер-нету, а також особливості його функціонування у віртуальному дискурсі; запропоновано мето­дику концептуального аналізу концепту Пам’ять; Проаналізовано когнітивно-прагматичні осо­бливості наповнення його концептосфери.

Ключові слова: концепт, концептосфера, концептуальне поле, лексема, віртуальна пам’ять, глобальний архів.

Исследована модификация концепта Память В лингвокультурологическом пространстве Интернета, а также особенности его функционирования в виртуальном дискурсе; предложена методика концептуального анализа концепта Память; Проанализированы когнитивно-прагматические особенности наполнения его концептосферы.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, концептуальное поле, лексема, виртуальная память, глобальный архив.

This article studies the modification of the concept Memory In the linguo culturological environment of the Internet as well as peculiarities of its functioning in the virtual discourse. The author suggests the techniques of concept Memory Conceptual analyses, researches cognitive-pragmatic features of its concept sphere.

Key words: concept, concept sphere, concept field, lexeme, virtual memory, global archive.

Природа концепта достаточно исследована лингвистикой. Тем не менее в по­следние годы возникла лакуна в лингвоконцептологии - концептосфера виртуаль­ной культуры. Это обусловлено, прежде всего, относительной новизной всеобщей практики интернет-коммуникации, динамичностью и постоянной изменчивостью языковой картины мира Сети, трансакцией национальных картин мира в сетевую. Лингвокультурологическая среда Интернета продуцирует новые концепты и моди­фицирует старые, среди которых дальнейшее развитие получил концепт Память.

Цель Нашей работы - исследование модификаций концепта Память, Проис­ходящих в лингвокультурологическом пространстве Интернета, и особенности его функционирования в виртуальном дискурсе. Для осуществления цели нашего ис­следования нам предстоит решить следующие Задачи: 1) провести концептуальный анализ концепта Память По предложенной методике, 2) проанализировать когни­тивно-прагматические особенности наполнения его концептосферы; вербально-смысловую сеть слов, образующих концептуальное поле ключевой лексемы Па­мять (со значениями «свойство сознания» и «воспоминание»), а также смыслового поля концепта «память». Под Концептуальным полем Мы будем понимать круг концептов, связанных общностью языкового значения; сформулировать способы концептуализации Памяти В виртуальном дискурсе.

Анализ последних исследований и публикаций. Обстоятельный анализ тер­мина Концепт Представлен в современных лингвистических работах. Так, З. Д. Попова и И. А. Стернин разделяют Концепт И Понятие, Акцентируя внимание на психоментальной сущности концепта и языковой сущности понятия. А. В. Кирилина дает обстоятельный анализ сущности концепта. Е. А. Селиванова предлагает модель анализа когнитивной природы концепта. Ю. С. Степанов разра­ботал методику исследования культурного концепта, позволяющую отразить внут-

© Пожидаева И. В., 2010


Риязыковые и межкультурные связи концепта. А. Вежбицкая разработала этноцен­трическую теорию концепта, предполагающую универсальный субкод и культур­ные скрипты в качестве средства описания национальной ментальности. В. И. Карасик разделяет лингвокультурологический и лингвокогнитивный концеп­ты, обращаясь к трем измерениям концепта – образному, понятийному и ценност­ному. Г. Г. Слышкин рассматривает концепт как значимую часть лингвопрагматики и один из инструментов коммуникативно-прагматического анализа.

Память – многослойное понятие. В аспекте взаимодействия языка и мышле­ния она изучается психолингвистами (А. А. Леонтьев, Е. С. Кубрякова, А. А. Залевская и др.). Концептуальные особенности феномена Память Описывают­ся в лингвокультурологических и лингвоконцептологических исследованиях (Н. Г. Брагина, О. В. Шаталова и др.). Концепт Виртуальная память Существует в Виртуальной культуре, которая формируется на пересечении концептуальных ми­ров различных наций, с одной стороны; с другой – на пересечении реальности и виртуальности как различных пространств деятельности человека, различных кар­тин мира, различных дискурсов. В виртуальном дискурсе концепт Память Претер­певает значительные модификации.

Изложение основного материала. Понятие Концепт Сложно и многогранно. Е. Селиванова квалифицирует концепт как «информационную структуру созна­ния…, которая содержит совокупность знаний про объект познания» [7, с. 410]. Данное определение развивает идеи Е. Кубряковой, определяющей концепт как «термин, который служит объяснению единиц ментальных и психологических ре­сурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает зна­ния и опыт человека», «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [5, с. 44].

A. П. Чудинов говорит о том, что концепт обладает свойствами Гештальта –
Существующего в индивидуальном или групповом (в т. ч. и национальном) созна­
нии целостного представления с нечеткой внутренней структурой и размытыми
границами [11, с. 73]. Под гештальтом мы вслед за Дж. Лакоффом понимаем «спо­
соб соотнесенности значений с поверхностными формами», т. е. способ осмысления
языковой формы [6, с. 119]. Нечеткость структуры и проективная природа концепта
свидетельствуют о том, что в сферу представления будут вовлечены разнородные
элементы, несущие в составе своего значения сему, заявленную концептом.

Поскольку концепт исследуется рядом лингвистических дисциплин, сущест­вует ряд методик его анализа. Так, методика исследования культурного концепта, предложенная Ю. С. Степановым, включает следующие этапы: этимология концеп­та, ранняя европейская история, русская история, эволюция концепта до сегодняш­него дня. Эта методика позволяет отразить внутриязыковые и межкультурные свя­зи концепта, проследить развитие «коллективного бессознательного» в современ­ном обществе [9, с. 8].

B. И. Карасик выделяет в культурном концепте три измерения – образное,
понятийное и ценностное, которое и является критерием выделения культурного
концепта: «Концепт – это многомерное ментальное образование, в составе которого
выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны» [2, с. 29].

Г. Г. Слышкин отмечает необходимость исследования соотношения культуры языка и сознания в двух направлениях – от единиц языка к единицам культуры и от единиц культуры к единицам языка. Главную задачу в рамках второго направления ученый определяет как установление, «во-первых, языковых средств, выражающих ту или иную культурную единицу в дискурсе, во-вторых, основных прагматических функций апелляции к данной культурной единице в различных коммуникативных


Ситуациях» [8, с. 8]. Таким образом, концепт рассматривается как значимая часть лингвопрагматики и один из инструментов коммуникативно-прагматического ана­лиза.

Именно сочетание когнитивно-прагматического и лингвокультурологическо-го подходов мы считаем необходимым при исследовании концептуальной системы Сети. Исследование концептов Память / виртуальная память Нами было проведе­но по следующей методике, предложенной Л. Ф. Компанцевой [3, с. 292]:

1. Семантический анализ ключевого слова, номинирующего данный концепт;

2. Этимологический анализ ключевого слова;

3. Семантический анализ прямых (слово в прямом значении) и косвенных номинаций (слово в переносном значении);

4. Определение семантических отношений концептов с другими понятиями виртуальной культуры;

5. Интерпретативный семантический анализ контекстов, в которых употреб­ляются концепты виртуальной реальности;

6. Анализ ключевых идей, определяющих рассматриваемый концепт и зна­чимых для формирования концептосферы виртуального пространства.

Мы предлагаем включить в этот список анализ когнитивных моделей, свя­занных с концептом Память.

Обратимся, прежде всего, к сущности концепта Память. БСЭ трактует кон­цепт Память Как «Способность к воспроизведению пришлого опыта, одно из основ­ных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вво­дить её в сферу сознания и поведения» [Http://bigsoviet. org/Bse]. Психологический словарь дает следующее определение: «Память – когнитивный процесс, состоя­щий в Запоминан ии, Сохранении, Восстановлении И Забывании Приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как Узнавание Ранее вос­принимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как Воспроизведе­ние В представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуаль­ном восприятии» (выделено авт.) [Http://psi. webzone. ru].

Для нас представляют интерес две модификации памяти, которые концептуа­лизируются в едином понятии: Память человека И Компьютерная память (машин­ная память – «совокупность технич. устройств и процессов, обеспечивающих за­пись, хранение и воспроизведение информации в компьютере» [Http://bigsoviet. org/Bse]). Полагаем, что концепт Память В виртуальной языковой картине мира представляет собой когнитивно-прагматический, лингвокультурологический и тех­нологический феномен, поскольку техническая модификация памяти относится к ведению технических дисциплин, благодаря которому и создается Виртуальная ре­альность – зона формирования концепта Виртуальная память.

В языке происходит лексическая объективация концепта Память, и он может быть представлен лексемами Опыт, история жизни, Событие И др., которые позво­ляют рассмотреть в целостности составляющие компоненты смыслового поля кон­цепта. Смысловыми центрами концепта Память Являются семы «воспоминание» и «обратимость времени».

Принципы концептуального анализа, представляющего собой единство ис­следовательских приемов (см.: [4; 10]), используемых для описания процесса кон­цептуализации феномена Памяти, позволяет нам путем вычленения ключевых слов (в данном случае слов Память – воспоминание), представить несколько когнитив­ных моделей (Память Как Жизнь, Память Как Вместилище, Память Как Орган И т. д.). Концептуализацией в данной работе мы называем осознанную фиксацию в


Знаковой форме результатов постижения сути объекта, т. е. описание не только ос­новного признака объекта, но и ассоциативных его черт, вариантов интерпретаций.

Этимологический словарь М. Фасмера предлагает следующие значения тер­мина память: 1) разум, рассудок; 2) мысль, суждение; 3) загадка; 4) мысль, намере­Ние, мнение; 5) ум, мышление, разум [Http://vasmer. narod. ru]. В смысловом аспекте существенных изменений не наблюдается. Этимология именования Виртуальная память Связана с философско-языковым становлением понятия Виртуальный. Тол­ковые словари русского языка трактуют это понятие в узком [Http://ushdict. narod. ru/] – «Пребывающий в скрытом состоянии и могущий про­явиться, случиться; возможный» и широком значении: виртуальный – «логиче­ский, не имеющий физического воплощения или реализованный только в компью­тере» [Http://softacademy. lnpu. edu. ua/]. В данных определениях для нас значима ак­туализация семы Реализованный только в компьютере.

Поскольку наше исследование посвящено реализации концепта Память В Виртуальном дискурсе, мы его вслед за Л. Ф. Компанцевой определяем как «ком­муникативное событие Сети Интернет, коммуникативную ситуацию, зафиксиро­ванную в гипертексте; системный процесс корреляции символически-речевого об­щения виртуальных коммуникантов, способ представления виртуальных языковых личностей в единстве психологических, социальных, национальных, этических и других характеристик» [3, с. 49].

Концептуализация понятия Память / виртуальная память Проходит процесс своего развития. В соответствии с новым онтологическим подходом – виртуали-стическим – существуют значимые когнитивно-семантические составляющие кон­цепта Виртуальная реальность, которые могут быть соотнесены с составляющими концепта Виртуальная память, а именно:

– полипарадигмальность (психическая, компьютерная и др.);

– порожденность. Виртуальная память Продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

– актуальность. Виртуальная память Существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность;

– автономность. У Виртуальной памяти Свое время, пространство и законы существования.

Память

Виртуальная память

Является свойством головного моз­га человека

Является свойством компьютера

Работает постоянно, пока человек жив

Условна и в любой момент может быть отключе­на (виртуальный пользователь понимает, что все, зафиксированное в ней, создается и поддерживает­ся техническим способом, эргономичным для пользователя)

Ограничена

Безгранична

Зависит от свойств отдельно взято­го индивидуума

Систематизирована и категоризирована, что об­легчает поиск и архивирование

Является психическим свойством человека

Создается человеком

Сравнительный анализ параметров концептов Память Виртуальная память Приведем в следующей таблице:

Проведем семантический интерпретационный анализ гиперссылок, где клю­чевым являлось слово Память. Наиболее актуализированы семантические состав-


Ляющие концепта «память», значимые в межкультурном коммуникативном про­странстве:

– виртуальная память как среда для самопрезентации, самопонимания: «Оп­ределимся для начала с терминами. "Память" (человеческая, твоя, читатель, лич­ная память) и "информация" – две принципиально разные вещи. Запросто их сме­шивая, особенно в цифровом контексте, можно до черт знает чего договориться. Память это НЕ информация, как бы ни легко было поставить между ними знак равенства, простоты и красоты ради» (Http://www. webplanet. ru/);

– виртуальная память как условие создания сетевых сообществ: «Я бы хотела Почтить их память: память неформальных Ромео и Джульетты – Марлы-Стаси и Зомби-Антона... Они остались вечно молодыми и влюбленными в друг друга... Их союз теперь не разрушат мелкие подводные камни обыденности. Они были ро­мантиками, как Бони И Клайд были готовы снести все преграды на своем пути. Они ничего не боялись...» (Http://blog. i.ua/search/);

– виртуальная память как пиар-площадка: «Я в нашу церковь хожу как пар­тизан. Почти подпольно, взывая к Памяти Образы первых тайных христиан. Кра­дучись тихонько паркую ярко-красный джип перед храмом. И короткими пере­бежками, потряхивая пирсингом, кожаными штанами и приглаженным ирокезом, пробегаю открытую, простреливаемую взглядами, местность. В храме быстрень­ко беру полную горсть свечей и начинаю лихорадочно их расставлять перед икона­ми, произнося про себя короткие молитвы. Похоже, я местная достопримеча­тельность» (Http://blog. i.ua/search/);

– виртуальная память как архив информации и эмоций: «Родился праведный батюшка Иоанн в семье священника Свято-Покровской церкви д. Стрешин Рога-чевского уезда Гомельской губернии, тоже Иоанна, Гашкевича в ночь на 7 октября (ст. ст.) (20 октября н. ст.) 1837 года. Был крещен с именем Иоанн – «благодать Божия» – в честь апостола любви Иоанна Богослова» (Http://cerkov. by). «Тот кусо­Чек плоти навсегда останется в ее Памяти – не родившийся сыночек, ради кото­рого она хотела отвоевать то, что ей не принадлежало. А вещи так и висят в шкафу – немым укором и напоминанием. Живите так, чтобы не было стыдно вам, и чтобы детский смех наполнял вашу жизнь смыслом. Пусть в тесном, но таком уютном и родном доме» (Http://blog. i.ua/search/).

Н. Г. Брагина рассматривает концепт Память В русле идей теории метафоры и приходит к выводу, что основными базовыми метафорами для конструирования этого концепта являются метафоры «телесный орган» («тренировать память», «на­прячь память»), «способность», пространственные метафоры (в памяти что-либо складывается, остается, теряется, стирается и т. п.). Концепт Память Согласуется с такими понятиями, как Время, пространство, понимание, ум, рассудок, слава, ге­ний, любовь, детство И т. д. [1].

Научный интерес, значимый для нашего исследования, представляют соци­альные стратегии памяти. Включение в память может восприниматься как награда («Память о нем никогда не умрет»), как наказание («Дантес вошел в память чело­вечества как убийца Пушкина»), как предостережение («Со мной никогда этого не повторится, потому что я всегда буду помнить этот урок») и как травма («Впечат­ление это слишком тяжело залегло на моей памяти»).

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие Выводы: 1) концепт Память В условиях новой виртуальной реальности получает не только новое именование Виртуальная память, но и модифицируется по сути; 2) техноло­гические особенности Интернета позволяют частично или полностью передавать функции памяти человека машине. В Интернете формируется виртуальный дискурс гигантской памяти – хранилище когнитивного опыта отдельно взятого индивида и


Социума в целом; 3) благодаря выложенной в Интернете личной информации в со­бытийном аспекте, профессиональным материалам, фотографиям, видео, Интернет «опрозрачнивает» личность и события, с одной стороны, а с другой – перебирает на себя функцию памяти. Индивиду все меньше и меньше необходимо запоминать. Иными словами, когнитивная модель Память как орган и память как вместилище Начинают существовать в новой информационно-коммуникативной среде, приоб­ретая новые свойства; 4) по мере своего развития Сеть все больше становится гло­бальным архивом, памятью человечества. Этот процесс приводит к «технологиза-ции» процесса запоминания, что приводит к изменениям когнитивных параметров языковой личности.

Перспективы дальнейших исследований. Формирование новой парадигмы предполагает концептуализацию знаний и взглядов. В условиях новой виртуальной среды, базовые концепты претерпевают значительные изменения. Технологическая среда, становясь все более равноправным участником межличностного, межкуль­турного, межнационального взаимодействия, заставляет исследователя задумы­ваться о новых глобальных виртуальных реалиях в контексте базовых лингвистиче­ских исследований.

Библиографические ссылки

1. Брагина Н. Г. Память в языке и культуре / Н. Г. Брагина. – Режим доступа : Http://nsop. ucoz. ru/

2. Карасик В. И. Культурогенные концепты / В. И. Карасик // Язык. Культура. Коммуни­кация : в 3 ч. : матер. Междунар. науч. конф. – Волгоград : Волгоград. науч. изд-во, 2006. – Ч. 1. – С. 24–28.

3. Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика : когнитивно-прагматические и лингвокуль-турологические подходы : монография / Л. Ф. Компанцева. – Луганск : Знание, 2008. – 528 с.

4. Кубрякова Е. С. Введение / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке : Язык и порождение речи. - М. : Наука, 1991. – 275 с.

5. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина.- М. : Филол. фак-т МГУ, 1996. – 175 с.

6. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон : пер. с англ. / под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. – М. : Эдиториал УРСС, 2004.- 256 с.

7. Селіванова О. О. Сучасна лінгвістика : напрями та проблеми : підручник / О. О. Селіванова. – Полтава : Довкілля-К, 2008. – 712 с.

8. Слышкин Г. Г. От текста к символу : лингвокультурные концепты прецедентных тек­стов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. – М. : Academia, 2000.- 125 с.

9. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. - 2-е изд. – М. : Акад. проект, 2001. – 990 с.

10. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики : монография / Ю. С. Степанов. – Волгоград : Перемена, 2002.- 477 с.

11. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале. Когнитивное исследование полити­ческой метафоры (1991–2000) / А. П. Чудинов. – Екатеринбург : Русская речь, 2001. -419 с.

Надійшла До Редколегії 10.06.10


УДК 811.161.1'37

Похожие статьи