Головна Філологія Мовознавство СЛОВОТВОРЧЕСТВО В ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ)
joomla
СЛОВОТВОРЧЕСТВО В ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ (КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Філологія - Мовознавство

Л. И. Плотникова

Белгородский государственный университет (Россия)

Досліджуються лексичні новоутворення, що виникли В живому Розмовному мовленні. Нові Слова Виявляють основні тенденції, що характеризують мову Наших Днів. Комунікативно-когнітивний Аспект Аналізу дає можливість розглядати Структуру Новоутворень Як репрезентант Його Концептуального складу.

Исследуются лексические новообразования, созданные в живой разговорной речи. Новые слова выявляют основные тенденции, характеризующие язык наших дней. Коммуникативно-когнитивный аспект анализа позволяет рассматривать структуру новообразований как репрезентант его концептуальной организации.

The article deals with the lexical new formations made and taken fromliving colloquial speech. The new words bring to light the basictendency which characterize the nowaday language. Communicative and cognitive aspect of analysis let us consider the structure of newformations as representant of its conceptional organization.

Различные направления современной лингвистики изучают речевую деятельность в разных ас­пектах, при этом большое внимание уделяется исследованию живой разговорной речи, которая про­текает в условиях реальной коммуникации. Не случайно одним из центральных понятий в новой лин­гвистической парадигме, которая определяется как «антропологически ориентированная», является понятие языковой личности. Таким образом, формирование антропоцентризма определило основу современных лингвистических исследований – познание человека через язык. В русле антропологиче­ской парадигмы возникла необходимость исследования взаимодействия человека и его языка как жи­вой речетворческой деятельности, кроме того, «в тени оказываются такие взаимосвязанные и все еще не решенные проблемы, как роль каждодневного языкового творчества, соотношение индивидуального и социального в построении картины мира, а также степень проявления лингвокреативности на различ­ных участках языковой картины мира [1, с. 8].

Лексические инновации, зафиксированные нами в живой разговорной речи, свидетельствуют о тех переменах, которые происходят в жизни общества, и являются «номинативными последствиями» социальных изменений. Сбор новейшего языкового материала представляется Актуальным, так как но­вообразования, как и закрепившиеся в языке слова, связаны со своеобразием национальной культуры на­рода, в каждом из созданных слов находят отражение многогранность и сложность мира человека, во­площаются особенности его мировидения и миропонимания.

Для исследования особенностей словопроизводственного процесса речевых новообразований особую важность, на наш взгляд, представляет Коммуникативно-когнитивный подход, который по­зволяет провести эффективный анализ инновации в определенном речевом акте, а также определить структуры знаний, репрезентированных на языковом уровне новым словом [2, с. 7].

Новообразования – это слова производные, представляющие собой сложные структурно-семантические образования, поэтому они позволяют демонстрировать связи и отношения, сущест­вующие между концептуальными структурами сознания. Можно считать, что каждой части произ­водного слова соответствует определенный концепт. Следовательно, словообразовательная структура новообразования позволяет установить отношения между базовыми концептами.

Коммуникативно-когнитивный аспект исследования лексических инноваций, зафиксированных в живой разговорной речи, обусловил необходимость описания интегративной речемыслительной модели словопроизводства (ИРМС), которая понимается в нашей работе как модель динамическая, выявляющая механизм образования нового слова. Она представляется как комплексная, объединяю­щая ряд частных моделей разных уровней.

Ономасиологическая модель (ОМ) составляет основу логического моделирования словопроиз­водственного процесса. ОМ – это определенная схема, которая отражает ход мыслительной деятель­ности, направленной на выбор необходимой категории в соответствии с развернутым описанием. Ее можно отнести к первому, ономасиологическому уровню, основными единицами которого являются понятийные категории, составляющие основу номинации. Например: Вот опять та же картина/

©Плотникова Л. И., 2009


Сажусь за компьютер / и что? / Он опять зависает / Даже неудобно / что я такой / … Компьюте-роломатель/ Компьютероломатель – Тот, кто ломает компьютер. В данном развернутом описании, предшествующем созданию инновации, компонент Тот, кто… Соотносит понятие с субстантивом, обозначающим лицо (языковым средством его выражения в данном примере является суффикс -тель) + основы слов Ломает компьютер, выражающих мотивировочный признак.

– Я думаю / вы должны понять / как все это у меня происходит / Я все это остро чувствую / Переживаю / а потом стараюсь воплотить… – Кто бы мог подумать / что ты такой Чувствова-тель / переживатель И Воплощатель… Чувствователь – то, кто по-особому чувствует, Пережива-тель – тот, кто переживает, Воплощатель – тот, кто воплощает. В данном примере компонент Тот, кто… Соотносит понятие с субстантивом, обозначающим лицо (языковым средством его выражения в данном примере является суффикс -тель) + основы слов Чувствовать, переживать, воплощать, выражающих мотивировочный признак.

Второй, глубинный, уровень представлен Когнитивной моделью (КМ), предполагающей выяв­ление концептуальной организации знания и представляющей развертывание ономасиологической модели за счет фоновых знаний и опыта говорящего. Поэтому основными единицами когнитивного уровня являются концепты как результаты освоения «кусочков» действительности. Основу когни­тивной модели составляет концептуальный анализ, предполагающий выявление тех концептов, кото­рые лежат в основе наименования. Концептуальная схема представляет сумму знаний об обозначаю­щем, т. е. концепт, стоящий за новообразованием, представляет собой, по определению Е. Г. Беляев-ской, определенную композицию базовых элементов, составленных в определенные конфигурации – когнитивные модели [1].

Эти базовые концепты, соответствующие аргументам пропозиции, объединяются в определен­ную концептуальную схему, которая объективируется в новом слове. Следовательно, Когнитивная модель – это модель глубинного мыслительного уровня, которая представляет собой концептуальную схему (то есть состав и интеграцию базовых концептов), отражающую способ концептуальной орга­низации знания. Например:

Повторятель, внушитель: концептуальная схема включает базовые элементы субъекта и про­изводимого им действия: S-Rel.-V (субъект характеризуется по выполняемому действию). Речевой контекст помогает «развернуть» ономасиологическую модель за счет фоновых знаний: Каждый день стараюсь повторять как заклинание эти слова / чтобы внушить наконец ему эту мысль / Стал та­ким вот / Повторятелем И / Внушителем / но все это кажется мне сейчас ненужным и бесполез­ным /

На следующем уровне словопроизводственного процесса – словообразовательном – в работу активно включается Словообразовательная модель (СМ). Это схема, отражающая вербализацию ба­зовых концептов, представленных в КМ, с помощью различных словообразовательных правил и средств. Собранный языковой материал представлен инновациями различных частей речи, он демон­стрирует разнообразие и многообразие словообразовательных моделей, в соответствии с которыми новообразования созданы, например: Опять заглянула к нам на минуту и пропала / Заглядывальщи-ца Наша ненаглядная; Это какие-то невменяемые / Крышесдвинутые Молодые люди; Собрался / За-рюкзачился И пошел себе потихоньку…; Слишком все это Зафилологичено / залингвистичено…; Если бы можно было проникнуть туда Сквозьстенно И др.

Выделение перечисленных уровней Условно, так как они неразрывно связаны и взаимообуслов­лены. Тем не менее специфика «работы» частных моделей, а также различие компонентов перечис­ленных уровней являются, на наш взгляд, достаточно убедительным основанием для их выделения.

Языковой материал, записанный из живой разговорной речи, был распределен нами по онома­сиологическим группам, которые понимаются как объединения слов, относящихся к одной части ре­чи и созданных в соответствии с одним типом ИРМС. Так, в ономасиологической группе Номинаций лица – производителя действия Новообразования созданы на основе развернутых описаний, соответ­ствующих следующей схеме: «тот, кто … (производит определенное действие)». Примеры слов этой ономасиологической группы: тот, кто уезжает (на постоянное место жительства за границу) – Уезжант; тот, кто цепляется (ко всем мелочам) – Цеплятор; тот, кто взвешивает (каждый поступок) – Взвешиватель И др. Та информация, которая представлена нами в скобках, может свидетельствовать о том, каким образом происходит развертывание ономасиологической модели на когнитивном уровне.

Ономасиологическая группа пополняется довольно интенсивно, наибольшую продуктивность в создании новообразований проявляет суффикс -тель: Ахатель, блеятель, жужжатель, закрыватель, Зиждитель, избиватель, изучатель, обеспечиватель, обтрясатель, олицетворитель, отвлекатель, отменитель, пересекатель, повышатель, подсказыватель, потрошитель, празднователь, преуспе-ватель, произноситель, проталкиватель, сбиватель, соблюдатель, убегатель, уважитель, щекота-тель И др. Среди других суффиксов, активно участвующих в образовании инноваций, можно выде-


Лить: - щик (Восприемщик, махальщик, переживальщик, переименовщик, перестройщик, хотельщик), - ист (Запугист, путанист), - ец (Возвращенец, даянец), - ёр (Нокаутер, провожер, финишер).

В подобного рода словах объективируются базовые концепты лица и выполняемого им дейст­вия, причем концепт действия вербализован в основе слова, а репрезентантами лица являются суф­фиксы -тель, -щик, -ист, -ец, -ант, -ёр, -ач.

Способ концептуализации, выявляемый на основе отношений членов пропозиции (субъект, ха­рактеризуемый по выполняемому им действию), определяем как Процессуальный.

В ономасиологической группе Номинаций лица – производителя действия, направленного на объ­Ект, Представлены следующие слова: Я не хочу, чтобы мое имя как-то связывалось с этими Звукоиз-Влекателями. – О певцах Витасе, Чичериной.

Ономасиологическая модель соответствует следующей схеме дескрипта: «тот, кто произво­дит действие, направленное на объект». Когнитивная модель соответствует пропозициональной структуре: S – V – O, То есть она включает аргументы субъекта, действия и объекта, на который дей­ствие направлено.

Словообразовательный анализ свидетельствует о том, что в ново-образованиях анализируемой ономасиологической группы репрезентируются все три базовых концепта, при этом концепты дейст­вия и объекта закодированы основами слов, а концепт лица – аффиксом: Тот, кто просит премию – премиепросец; Тот, кто пишет планы – Планописец; Тот, кто занимается трудоустройством – Трудоустроитель; Тот, кто «мотает нервы» Нервомотатель И др.

Таким образом, слова, относящиеся к данной группе, являются сложно-суффиксальными обра­зованиями. Зафиксированы также новообразования, в которых вторая основа представлена узуаль­ным словом, обозначающим лицо – производителя определенного действия: Иконособиратель, кни-гоглотатель, книгоприобретатель, лесоистребитель, мифостроитель, окладоискатель, Природо-Охранник, притчесоздатель И др.

Ты посмотри / насколько распространилось это дело с новыми пирамидами / Вокруг сплошные Аферисты и Пирамидостроители / Просто ужас/.

Репрезентантом субъекта может выступать и нулевой суффикс, например: Тот, кто любит огонь – Огнелюб; Тот, кто творит добро – Добротвор; Тот, кто крадет (электрическую) энергию – Энергокрад; Тот, кто шьет («делает») трусы – Трусодел.

Примерами также могут послужить слова: Борщеед, волколюб, жуколов, писолюб, рыбоед, стружкоскреб, чемпионолюб, шахолюб И др. Мне в этом отношении гораздо проще / Готовлю по­стоянно рыбные блюда / Мой муж известный Рыбоед / поэтому фантазировать особо не приходит­ся /

В соответствии с выделенными базовыми концептами способ концептуализации определяется нами как Процессуально-объектный.

В ОГ номинаций лица по отношению к месту деятельности Ономасиологическая модель осно­вана на следующей схеме дескрипта: «тот, кто работает … (где)».

Основу когнитивной модели составляет пропозициональная структура, включающая следую­щие аргументы пропозиции: S – V – Loc., где S – субъект действия; V – выполняемое им действие; Loc. – место деятельности субъекта.

К созданным в речи словам, соответствующим своей концептуальной организацией указанной пропозициональной структуре, относятся: Барщики, кафешники, комковцы, ларечники, палаточники, при-Лавочники, супермаркетовцы, пиццеристы И др.

Новизна таких слов в том, что в качестве места деятельности субъекта в них названы получив­шие в последнее время широкое распространение такие торговые точки, как палатки, ларьки, супер­маркеты и др. Они указывают на место торговой деятельности, однако не называют конкретной про­фессии субъекта. Данное положение относится и к новообразованиям Кафешники, барщики (в кафе, как известно, работают официанты, повара, гардеробщики и т. д.).

По структуре все зафиксированные нами слова являются простыми суффиксальными образова­ниями. Репрезентантами субъекта в них являются суффиксы -ник(и), -овц(ы), -щик(и), -ист(ы). Спо­соб концептуализации лица по месту деятельности является Локативным.

В ОГ номинаций лица по отношению к орудию деятельности оНомасиологическая модель но­вообразований соответствует схеме дескрипта: «тот, кто выполняет действие … (чем)».

Пропозициональная структура включает субъект действия, действие и орудие выполнения дей­ствия: S – V – Instr.

Указанной пропозициональной структуре соответствуют слова Ведерник, грабельщик, дрель-щик, лопаточник, ножовщик, отверточник И др. В качестве инструмента выступают конкретные предметы, способствующие осуществлению действия субъекта, причем лицо называется не по ору­дию профессиональной деятельности, а по тому инструменту, который используется в отдельной си-


Туации: тот, кто разбрасывает землю лопатой – Лопаточник; Тот, кто разбирает замки отверткой – Отверточник; тот, кто делает записи карандашом – карандашник И т. д.

Так как в качестве инструмента действия выступают конкретные предметы, обозначенные одним словом, то все новообразования представляют собой простые по структуре слова, репрезентантами субъ­екта в которых являются суффиксы -ник, -щик.

Отношения между выделенными аргументами пропозиции позволяют определить способ кон­цептуализации как Инструментативный.

Проведенное нами исследование речевых лексических инноваций в коммуникативно-когнитивном аспекте позволило выявить определенное соотношение между концептуальными, сло­вообразовательными структурами, а также определенными способами концептуализации.

В целом словотворчество в живой разговорной речи демонстрирует разнообразие словообразо­вательных моделей созданных слов, свидетельствует об интенсивности словообразовательных про­цессов, выявляет те изменения, которые произошли в языке под влиянием социальных факторов. Это свидетельствует о значимости и перспективах исследования нового языкового материала.

Библиографические ссылки

1. Беляевская Е. Г. Семантическая структура слова в номинативном и когнитивном аспектах : дис. … докто­ра филол. наук / Беляевская Е. Г. – М.: МГЛУ, 1991. – 372 с.

2. Ирисханова О. К. Лингвокреативный аспект деятельности человека / О. К. Ирисханова // Филология и культура : матер. IV Междунар. науч. конф. 16–18 апреля 2003 года. – Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. – С. 8–10.

3. Кубрякова Е. С. В начале ХХI века (размышления о судьбах когнитивной лингвистики) / Е. С. Кубрякова // Когнитивная семантика : матер. Второй Междунар. школы-семинара по когнитивной лингвистике, 11–14 сентября 2000. Ч.1. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. – С. 6–7.

4. Плотникова Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности : монография / Л. И. Плотникова. – Белгород : Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2003. – 332 с.

Надійшла До Редколегії 15.04.09


УДК 811.161.1’367.634

Похожие статьи