Головна Фізична культура і спорт Актуальні проблеми фізичної культури і спорт ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
joomla
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Фізична культура і спорт - Актуальні проблеми фізичної культури і спорт

В.Г. Сивицкий

Белорусский государственный университет физической культуры

Аннотация. В.Г. Сивицкий. Особенности психологического сопровождения в спорте высших достижений // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – №15. – С. 85-93. Цель Исследования – изучение особенностей психологического сопровождения спортсменов на современном этапе развития спорта высших достижений. Методы: Теоретический анализ и синтез, компьютерное моделирование, прогнозирование подготовки. Результаты: В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения в спорте высших достижений; анализируются типичные проблемы психологической подготовки, организационные формы сопровождения и условия эффективности работы спортивного психолога; предлагаются конкретные рекомендации для психологического сопровождения спортсменов высокого класса, в частности, на учебно-тренировочном сборе.

Ключевые Слова: Спорт высших достижений, психологическое сопровождение, спортивный психолог, учебно-тренировочный сбор, ритуал.


Постановка Проблемы. Анализ последних Исследований И Публикаций

Значимость психологического сопровожде­ния на современном этапе развития спорта высших достижений не вызывает сомнений. При сравнительно одинаковой физической и технической подготовленности победы добивается тот, кто полнее реализует свой потенциал, будет эмоционально более устойчив и тактически разнообразен. Поэтому роль психологической подготовки на завершающем этапе подготовки неизмеримо возрастает.

В спортивной психологии разработаны и
формы, и методы для такой подготовки, однако
для полноценного внедрения их в учебно-
тренировочный процесс необходим ряд
условий, которые часто остаются вне поля
зрения и тренеров, и спортсменов, и
чиновников. Учитывая постепенное насыщение
сферы спорта специалистами по психологии,
такое обсуждение условий эффективности
психологического сопровождения

Представляется весьма актуальным, потому что
без плодотворного взаимодействия всех
участников подготовки (тренера, психолога,
самого спортсмена, врача и т. д.) достичь
максимального результата будет

Затруднительно.

Осознание значимости психологической
подготовки для успешного выступления в
спорте высших достижений вызывает большой
интерес к проблеме и теоретиков спорта, и
практических специалистов – тренеров,
психологов, спортсменов. Для построения
эффективной системы психологического
сопровождения предстоит обобщить опыт
работы спортивных психологов в различных
видах спорта, провести анализ

Психологических особенностей спортивной
тренировки высококвалифицированных

Спортсменов в современных условиях,

Разработать и апробировать в практике новые методы диагностики и развития актуальных качеств и регуляции психического состояния.

Связь С Научными Планами.

Исследования проводились в соответствии с
темой 2.3.11 «Научно-методическое

Обеспечение психологи-ческого

Сопровождения спортивной деятельности» Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг.

Цель Исследования – изучить особенности
психологического сопровождения

Спортсменов на современном этапе развития спорта высших достижений.

Методы Исследования

Для достижения поставленной цели использовались систематизация направлений работы в современной системе подготовки спортсменов высокого класса и обобщение опыта работы спортивных психологов в национальных командах Республики Беларусь, анализ условий и особенностей профес­сиональной деятельности спортивного психолога в спорте высших достижений, компьютерное моделирование типичных соревновательных ситуаций для диагностики актуальных психических качеств, прогнози­рование форм и методов психологической подготовки спортсменов высокого класса.

Результаты Исследований И Их Обсуждение

Среди форм организации психологического сопровождения можно выделить три основных варианта: постоянное, этапное и ситуативное сопровождение. В постоянном сопровождении психолог работает с командой или отдельным спортсменом на всех этапах подготовки, этапное предусматривает непосредственную работу психолога с командой в заранее


85


Актуальні проблеми фізичн

Известные «ключевые» периоды подготовки, а
ситуативное сопровождение предполагает
привлечение психолога только в случае
необходимости. С учетом особенностей
развития спорта высших достижений на
постсоветском пространстве, включая

Экономические и организационные

Особенности, наиболее эффективной формой
организации представляется именно этапное
сопровождение, которое позволяет

Оптимально использовать возможности
спортивных психологов для работы в
различных видах спорта. К преимуществам
этапной формы психологического

Сопровождения следует отнести такие возможности:

• привлечение специалистов на местах проживания спортсменов;

• распределение работы среди группы специалистов;

• коллегиальность в решении проблемных ситуаций;

• долгосрочное планирование психологической подготовки и др. [1].

Перечисленные возможности еще не полностью реализованы в существующих системах психологического сопровождения, поэтому рассмотрим их подробнее.

В сборные команды попадают спортсмены
из различных регионов страны, и нередко
первое взаимодействие с психологом
происходит у спортсмена в условиях учебно-
тренировочного сбора (УТС). Конечно, лучше
позже, чем никогда, но по возвращении домой
спортсмен снова оказывается вне
сотрудничества с психологом, и начатая на
сборе работа прерывается до следующей
встречи. Сегодня во всех региональных
центрах республики есть спортивные
психологи, которые работают в УОРах, вузах,
клубных командах и т. п., поэтому для
организации непрерывного сопровождения
ведущих спортсменов страны у психолога
имеется возможность делегировать коллегам
полномочия по мониторингу психического
состояния, организации сеансов

Психорегуляции, консультации и т. д. Также доступнее становится дистанционный контакт спортсмена и психолога – по мобильному телефону, электронной почте и т. п.

Другой формой организации постоянного
психологического сопровождения выступает
создание постоянно действующих

Психологических кабинетов в Центрах олимпийской подготовки (ЦОП) и на спортивных базах. Такой кабинет может быть оборудован всем необходимым для работы психолога, которые приезжают на УТС со своими спортсменами, что позволит использовать как портативные устройства, так и стационарное оборудование. Так как такие кабинеты организованы не на всех спортивных объектах, то, к сожалению, возникают

Культури і спорту. – 2008. – №.15.

Ситуации, когда на олимпийской базе сначала работает одновременно несколько психологов, а потом нет никого из них.

С позиции методики психологическая
подготовка не сильно отличается от любой
другой подготовки, например,

Общефизической или технической, т. е. требует систематичности, дозирования, имеет свои формы, средства и критерии оценки, которые, однако, не так очевидны, как в других направлениях. Кроме этого, психологическая подготовка может осуществляться не только на тренировке, но в другие периоды жизни спортсмена: на утренней зарядке и за обеденным столом, в общении с товарищами и в уединении на природе, при выполнении упражнений и в период отдыха. Основными видами деятельности спортивного психолога в процессе психологической подготовки являются следующие:

1. оценка текущего уровня психологической подготовленности;

2. разработка индивидуальной программы воздействий;

3. организация обратной связи о состоянии;

4. применение при необходимости дополнительных мероприятий;

5. создание адекватного психического состояния;

6. управление психическим состоянием спортсмена в соревнованиях;

7. компенсация негативных последствий [2].
Спортивный психолог, как и любой

Специалист, имеет свои предпочтения в
средствах и методах работы, что делает его
работу на отдельных этапах подготовки более
эффективной, чем на других. У одного лучше
получается диагностика, у другого – настройка
или релаксация, кто-то лучше работает по
плану, а кто-то создает великолепные
экспромты. Универсальные специалисты –
очень большая редкость, поэтому и тренеру, и
врачу, и психологу приходится

Совершенствоваться в одних направлениях
профессиональной деятельности, оставляя
уровень владения другими без изменений.
Новые достижения современной науки и
методические инновации появляются

Настолько стремительно, что не только овладевать ими в полной мере, но и просто следить за новинками довольно сложно.

Для решения этой проблемы и оказания научно-методической тренерам-практикам в Республике Беларусь существует НИИФКиС, Высшая школа тренеров, Институт повышения квалификации, различные Центры и лаборатории. В спорте высших достижений сегодня работают физиологи, биохимики, инженеры, диетологи и другие специалисты. Тренеры специализируются в направлении работы (по ОФП, тактике, селекции), по этапам подготовки (для начинающих, для групп специализации и совершенствования), по


86


Актуальні проблеми фізичн

Организационным обязанностям (личные, главные и государственные).

В спортивной психологии пока нет такой
дифференциации специалистов, но ее
неизбежность очевидна. Освоение

Современных технологий, например, новых компьютерных программ [3], оборудования для биообратной связи (БОС) или газоразрядной визуализации (ГРВ), требует и времени, и специальных знаний, и материальных вложений. Но различные технологии нужны на разных этапах подготовки, поэтому эффективнее создать группу психологов, которые смогут сопровождать несколько видов спорта.

В самой идее группы разнопрофильных
специалистов нет ничего нового – это аналог
КНГ периода СССР. Аналогичная организация
психологического сопровождения позволяет
гибко планировать работу, получая
максимальный эффект без дополнительных
затрат. Конечно, встает проблема

Методического единообразия подходов, тестов, интерпретации, преемственности специалистов и т. д., но при централизованной системе подготовки спортивных психологов и систематических методических семинарах, которые в Беларуси уже несколько лет проводятся в БГУФК, решение этой проблемы - лишь вопрос времени.

Работа специалистов в группе имеет много преимуществ. Во-первых, это возможность для спортсмена выбирать специалиста для индивидуальной консультации или просто доверительной беседы. Фактор эмоциональной совместимости или гендерной принадлежности имеет большое значение для эффективной работы психолога. Во-вторых, это возможность организации непрерывного сопровождения, так как иначе, занимаясь с одними спортсменами, психолог не может уделить внимание другим. В-третьих, это возможность специализации психологов и оптимальное распределение между ними задач психологического сопровождения. В-четвертых, это возможность коллегиального обсуждения актуальных проблем, своеобразного «мозгового штурма», при котором может быть найдено наиболее верное решение. Так, например, опыт работы в единоборствах нередко помогает в спортивных играх, а разработки из сложнокоординационных видов спорта оказываются востребованными в циклических и т. д.

Но одно из условий эффективности
психологического сопровождения является
универсальным и необходимым – это
системность работы. Многие методы работы
психолога – аутогенная и идеомоторная
тренировка, ментальный тренинг, освоение
приемов релаксации, психорегуляции,
рефлексии, психотехнические упражнения
имеют отставленный эффект воздействия, т. е.
ожидать результат можно только после серии
занятий. Долгосрочное планирование

Культури і спорту. – 2008. – №.15.

Психологической подготовки и

Систематическое выполнение этого плана на
тренировке и в соревновании является
залогом того, что спортсмен сможет полностью
реализовать свой потенциал, успешно
противостоять соперникам, эмоциональным и
другим стрессовым факторам. Например,
одним из наиболее важных направлений
сотрудничества спортсмена и психолога
является создание индивидуальных ритуалов
предсоревновательного и соревновательного
поведения [4]. Но без системной работы, без
постоянного анализа результатов и коррекции
воздействий невозможно достичь

Максимального эффекта от этой работы.

Итог подготовки спортсмена – это
спортивное соревнование, которое является
не только конкуренцией спортсменов, но и
методики их подготовки, т. е. режима нагрузок
и отдыха, технического оснащения и
медицинского контроля, тактической

Стратегии тренера и, конечно,

Психологической подготовки, а на уровне
национальных сборных это, фактически,
проверка научно-методического потенциала
страны. Стать лучшим среди сильнейших
сможет только тот, кто максимально
использует свои лучшие качества и не
позволит слабостям взять верх в
экстремальной ситуации. Успех в спорте – это
сочетание многих факторов, и заранее никогда
нельзя сказать, что именно окажется
решающим для победы. Особая роль
принадлежит психологической

Подготовленности спортсмена как способности
эффективно управлять своим состоянием и
поведением в различных ситуациях
соревнования, а обеспечивает ее

Целенаправленная психологическая подготовка.

Физиологической основой психики человека является нервная система, которая функционирует аналогично другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д., но гораздо динамичнее реагирует на различные воздействия. Именно через нервную систему психика управляет всей активностью организма: от процессов жизнедеятельности до творчества, и совершенствование этого процесса идет постоянно в течение всей жизни человека. Поэтому и психологическая подготовка спортсмена проходит с первых занятий: от формирования интереса к виду спорта и воспитания профессионально важных качеств до регуляции психического состояния и социальной адаптации после завершения спортивной карьеры. Для эффективной реализации этого процесса и существуют спортивные психологи. Но деятельность психолога в спорте имеет ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от деятельности психолога в учебном, лечебном или производственном учреждении, и эта специфика должна быть отражена и в процессе


87


Актуальні проблеми фізичної

Подготовки спортивных психологов, и при отборе специалистов для работы со спортсменами высокого класса.

Во-Первых, В спорте целью работы является
подготовка к максимальному проявлению
спортсменом своих возможностей, что требует
значительных волевых усилий,

Эмоционального напряжения и может быть связано с риском для здоровья (получение травмы, перетренированность и т. д.).

Во-Вторых, Высокая конкурентность
соревновательной борьбы вызывает

Необходимость создания на тренировке экстремальных условий, в том числе и с проявлением социально негативных явлений (конфликтности, агрессивности, дезадаптации). Безусловно, психологическая подготовка должна предусматривать и профилактику переноса негативных ситуаций в повседневную жизнь.

В-Третьих, Результат деятельности
спортивного психолога ожидается в
конкретный период проведения

Соревнований, и получение эффекта от
психологической подготовки или

Секундирования до или после

Запланированного момента рассматривается как неудача.

В-Четвертых, Роль психолога в
комплексной системе подготовки спортсмена
требует иногда нарушения

Конфиденциальности диагностики, например, когда психолог обязан обосновать свою рекомендацию тренеру при планировании нагрузок или отборе в сборную команду.

Игнорирование перечисленных

Особенностей приводит к неэффективности
сотрудничества в триаде «тренер-спортсмен-
психолог», а порой и к конфликту в ней.
Условия работы в спорте высших достижений
придают деятельности психолога

Дополнительную специфику. Рассмотрим ее основные особенности:

1) в процессе подготовки организм спортсмена подвергается различным воздействиям (тренировочные нагрузки, физиотерапия, фармакология и т. д.), и психологические мероприятия должны органично дополнять этот комплекс. Это требует от спортивного психолога знаний по биохимии, физиологии, теории спортивной тренировки и других специальных дисциплин. Только в этом случае он сможет организовать эффективное психологическое сопровождение.

2) Подготовка и соревнования у спортсменов высокого класса проходят в разных местах (в различных странах и городах, в специализированных залах и выездных лагерях), что требует от психолога готовности работать в полевых условиях: без стационарного оборудования, аппаратуры, часто и отдельного помещения.

Ури і спорту. – 2008. – №.15.

3) Вариативность условий подготовки и соревновательной борьбы приводит к динамичным изменениям психического состояния спортсмена, которые им самим могут осознаваться гораздо позже. Поэтому экспресс-диагностика и оперативная психорегуляция становятся ведущими видами работы спортивного психолога на завершающих этапах подготовки и секундировании в процессе соревнований.

4) Нервная система является сложной функциональной частью организма, и воздействие на ее деятельность требует системной работы в течение продолжительного периода. Это делает спортивного психолога не просто наблюдателем, вмешивающимся в трудные моменты, а фактически Тренером Нервной Системы, который целенаправленно совершенствует профессионально важные психические качества спортсмена.

Естественно, что при подготовке
специалистов по спортивной психологии
должны не только учитываться перечисленные
особенности, но и создаваться условия для
изучения студентами соответствующих
методов и инструментария. Недопустимым, в
частности, является перенос диагностических и
коррекционных методик из других отраслей
психологии (социальной, возрастной,

Дифференциальной и т. д.) без учета специфики подготовки в конкретном виде спорта, что, к сожалению, еще имеет место в практике.

Однако присутствие даже самого
квалифицированного психолога в команде еще
не гарантирует успешной психологической
подготовки. Важно понимать, что деятельность
психолога, особенно в спорте высших
достижений, обусловлена не шаблонным
набором процедур, например, провести
диагностику или сеанс психорегуляции, а
конкретными задачами текущего этапа
подготовки и уникальными особенностями
самого спортсмена. Именно поэтому понятие
«психологическое обеспечение», которое
использовалось ранее, постепенно

Трансформировалось в понятие

«психологическое сопровождение». В спорте это означает помощь и содействие основной деятельности спортсмена, т. е. его подготовке к соревнованию.

Почему тренер не может полностью заменить психолога? Причина заключается не в недостатке профессиональных знаний и умений, которые, в конце концов, можно приобрести, а в сущности той роли, какую тренер играет в жизни спортсмена, особенно при наличии конкуренции. Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте специалисту нужно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, установить такие отношения со спортсменом, которые и позволят конструктивно воздействовать на его психику. Психологи хорошо знают, насколько


88


Актуальні проблеми фізичн

Тонкой и уязвимой бывает нить, связывающая с клиентом, как осторожно нужно строить взаимоотношения, когда нет мелочей, а любой необдуманный жест или слово может разрушить то, что долго и кропотливо создавалось.

Психика спортсмена, на ответственных этапах подготовки и выступлений на соревнованиях, обладает повышенной чувствительностью, так как человек практически постоянно находится в экстремальных условиях и предстрессовом состоянии. У тренера же есть свои задачи, решение которых часто требует авторитарного давления на спортсмена и строгой дисциплины, а конкурентность спортивной жизни вынуждает спортсмена проявлять злость, агрессивность и другие социально негативные качества. В этой ситуации спортивный психолог является своеобразным буфером, отдушиной, помогая спортсмену удержаться на тонкой грани пика подготовленности. Особенно актуальным присутствие психолога становится в сборных командах и игровых видах спорта, как заинтересованного, но не участвующего в борьбе человека.

К сожалению, неверие многих тренеров в возможности спортивной психологии вызвано их опытом неудачных попыток взаимодействия с психологами в прошлом. Действительно, можно перечислить десятки случаев, когда тренер и психолог так и не смогли достичь поставленных целей. Но это же не повод исключать из подготовки такое мощное средство как психология! Умный человек всегда постарается извлечь урок из неудачи, проанализировать причины, чтобы не повторять ошибок вновь. А причин неэффективности работы связки «тренер-психолог-спортсмен» может быть очень много, причем со стороны любого из участников. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации.

Нередко психолога приглашают разрешить в сжатые сроки ситуацию, которая «созревала» давно. Но так уж устроена наша психика, что для разрешения большинства проблем требуется регулярное воздействие в течение определенного промежутка времени, порой достаточно продолжительного. Психолог не хирург – невозможно мгновенно удалить страх перед соперником (упражнением, травмой и т. п.) или сформировать уверенность в победе на соревнованиях, это задачи психологической подготовки тренировочного процесса, а не настройки на выступление. И когда психолог начинает это объяснять, то его порой обвиняют в непрофессионализме.

В повседневной жизни, когда человек приходит к психологу, он обычно хочет изменений и старательно выполняет рекомендации специалиста. В спорте ситуация несколько иная – как правило, тренер

Культури і спорту. – 2008. – №.15.

Приглашает психолога, чтобы тот

Воздействовал на спортсмена, который, возможно, не очень склонен к выполнению дополнительной работы. А так как многие психотехники, используемые в спортивной психологии (например, аутотренинг или идеомоторная тренировка), основаны на активном участии самого спортсмена, которого при этом невозможно проконтролировать, то может возникнуть ситуация, когда работа формально выполняется, а результата нет.

Но, конечно, чаще всего причина
неэффективной работы психолога со
спортсменом заключается в личности самого
психолога. И дело здесь совсем не в отсутствии
или наличии профессионализма, хотя это тоже
важный фактор успеха. Ведь спорт, особенно
спорт высших достижений, – это очень
специфичная область человеческой

Деятельности, и спортивная психология, естественно, тоже. Эта специфика проявляется уже на уровне различных видов спорта, и известны случаи, когда спортивный психолог, успешно работавший в одном из них, терпел фиаско в другом. Среди прочих возможных причин неэффективности работы психолога со спортсменами можно назвать отсутствие систематичности в анализе и планировании психологической подготовки, неадаптирован-ность методик к конкретному контингенту спортсменов, непонимание психологом внутренней сущности вида спорта и т. д.

В системе психологического

Сопровождения спортивной деятельности следует выделить две части – организационную и методическую.

Организовать Работу спортивного
психолога означает определить его статус и
роль в тренировочном процессе,

Конкретизировать задачи и условия их решения, обеспечить регулярность и единообразие психологического воздействия и т. д.

Идеальной системы психологического
сопровождения нет ни в одной стране мира, и
поиск наиболее оптимальной модели идет до
сих пор. Многие наши специалисты имеют
богатейший опыт Советского Союза, но в
условиях Беларуси и методика, и практика
должны претерпеть существенные изменения.
В частности, некоторые чемпионаты СССР по
составу участников были сильнее чемпионатов
мира, поэтому главной задачей для
спортивных ученых был отбор лучших из
большого количества хороших спортсменов.
Однако для небольшой страны более важна
подготовка спортсмена высокого класса, что
ориентирует работу психолога на

Индивидуальный подход в развитии психических качеств, и начинать эту деятельность желательно как можно раньше.

Соревновательная активность в различных видах спорта специфична по своему содержанию – индивидуальные и групповые


89


Актуальні проблеми фізичної

Виды, контактные и бесконтактные, с противодействием сопернику или природе и т. д. Индивидуализация и построение долгосрочной стратегии психологической подготовки, адаптация спортсменов к психологу и наоборот требует времени, и максимальный эффект можно получить только при систематической и индивидуальной работе, в условиях взаимного доверия и общности целей. Поэтому перебрасывание специалиста с одного вида спорта на другой не способствует реализации всех его возможностей и требует большого опыта работы для подобных переключений.

Перед психологом нужно ставить
конкретные задачи и добиваться внедрения в
тренировочный процесс его предложений, за
которые он, естественно, несет

Ответственность, т. е. психолог должен быть
полноправным членом тренерского штаба. К
сожалению, и сегодня некоторые тренеры,
даже допустив психолога к спортсмену,
игнорируют его рекомендации. Типичными
задачами, которые ним ставит тренер перед
психологом, могут быть: освоение методов
психорегуляции, снижение уровня

Тревожности, оценка готовности к
соревнованию, развитие конкретных

Психических качеств - внимания, реакции, индивидуализация тактики и т. п.

Без доверия со стороны тренеров и спортсменов эффективной работы психолога не получится, а это возможно только в том случае, когда конкретный специалист будет не навязан решением чиновника, а выбран, и поэтому востребован, самими участниками тренировочного процесса. Психологические проблемы, возникающие при подготовке спортсменов, требуют различных форм своего решения – от групповых обсуждений до конфиденциальных бесед на самые интимные темы. Далеко не вся информация, полученная психологом от спортсмена, может быть передана другим людям, но учет ее в процессе подготовки и выступления порой имеет принципиальное значение.

Как уже упоминалось, наиболее оптимальным вариантом работы спортивного психолога в спорте высших достижений представляется этапное сопровождение, которое будет максимально эффективным лишь при соблюдении ряда условий.

Во-Первых, С видом спорта должна работать
группа психологов, каждый член которой
специализируется в определенной

Направлении – диагностике, психологическом тренинге, коррекции, консультировании и т. д. Это позволяет полнее удовлетворить разные запросы тренеров и спортсменов и комплексно использовать профессиональный опыт психологов по принципу «одна голова хорошо, а две – лучше».

Во-Вторых, В группе сопровождения должно быть единогласие и оперативное

Ури і спорту. – 2008. – №.15.

Взаимодействие, как с тренерским штабом, так
и между собой. Это приводит к
взаимозаменяемости специалистов и

Позволяет избежать зависимости от конкретного психолога. Такая зависимость неизбежно возникает при постоянном сопровождении как результат установления доверительных отношений и хорошего психологического климата в команде.

В-Третьих, Необходима координация и
долгосрочное планирование работы группы и
с каждым спортсменом, и с командой в целом.
Это условие требует материально-
технического оснащения группы,
оптимального графика работы и адекватной
оплаты труда, разделению обязанностей и
ответственности между специалистами. В свою
очередь, планирование должно обеспечить
преемственность сопровождения, чтобы
очередное воздействие дополняло
предыдущие. Без соблюдения этих условий
самые благие намерения не найдут своего
воплощения в реальности.

Среди форм организации подготовки спортсменов к соревнованию особое место принадлежит учебно-тренировочному сбору (УТС). Совместные тренировки, отдых, питание и проживание, концентрация ресурсов в условиях спортивной базы позволяет максимально реализовать различные средства и направления подготовки, а для сборных команд – это уникальная возможность создания из отдельных спортсменов единого коллектива. Высокая интенсивность нагрузок, ограничение по времени и комплексность воздействия на организм спортсмена на УТС заставляют специалистов постоянно искать пути повышения эффективности подготовки в этот период. Психическое состояние спортсмена является не только одним из важнейших, но и очень динамичным компонентом его подготовленности. Поэтому значимость психологического сопровождения спортсмена на УТС приобретает особое значение.

Прежде всего, в деятельности спортивного психолога на УТС должна быть организована психодиагностика, так как от оперативности и достоверности получаемой информации зависит своевременность, а значит, и эффективность воздействия. В этой работе можно выделить три основных направления диагностики: базовую, прогностическую и мониторинг.

Базовая диагностика проводится в начале и
конце УТС, углубленно оценивая

Профессионально важные качества и воздействие на них различных мероприятий. Создание общей модели базовой диагностики для вида спорта и ее реализация в работе психолога позволяет сравнить эффективность УТС на различных этапах подготовки, изучить динамику спортивного мастерства на протяжении сезона и спортивной карьеры в


90


Актуальні проблеми фізичн

Целом. Как правило, базовая диагностика ориентирована на изучение устойчивых показателей – черт характера, мотивации, особенностей психических процессов.

Прогностическая диагностика используется
для предвидения результата на ближайших
соревнованиях и возможных трудностей
выступления. Ее форма, время и методы
специфичны для спортсмена и вида спорта, а
результаты являются профессиональной
тайной и психолога, и тренерского штаба. При
ее организации важно максимально полно
отразить особенности предстоящих

Соревнований в условиях диагностической ситуации.

Мониторинг предназначен для анализа текущего психического состояния спортсмена и взаимоотношений в коллективе. Используются беседы, экспресс-диагностика эмоциональной сферы, психомоторики, наблюдение за изменениями в поведении и т. д. Важно так организовать мониторинг, чтобы диагностика не отвлекала спортсменов от основной работы, а ее результаты учитывались в психорегуляции, идеомоторной тренировке и т. д.

В психодиагностике на УТС могут
использоваться компьютерные варианты
диагностических методик, которые

Одновременно являются и тренажерами психических качеств. Их можно использовать в свободное от тренировок время, но можно эффективно внедрять непосредственно в тренировочный процесс, так как время работы с компьютеризированными методиками сведено к необходимому минимуму, а полученная информация имеет высокую степень достоверности. В частности, наши программы «Диагностик», «Ритмик» и «Сенсорик» из комплекса «Соперник» [5] были разработаны именно для этих целей.

Сенсомоторные реакции являются важным показателем готовности спортсмена к соревнованию. В оперативной деятельности, когда решение приходится принимать очень быстро и тактически адекватно, значение сенсомоторики неизмеримо возрастает. Ее особенности обусловливают индивидуальный стиль деятельности, тактику борьбы с конкретным соперником и общую стратегию поведения в соревновании. Особенности сенсомоторного реагирования зависят от врожденных свойств нервной системы, от приобретенных в процессе деятельности качеств, от текущего психического состояния и т. д. Но изучать сенсомоторику следует только в комплексе ее проявлений, так как в этой сфере активно используются компенсаторные механизмы, когда недостаток одного качества успешно восполняется хорошим развитием другого.

Во многих видах спорта своевременность
момента и техника приема часто важнее
быстроты его выполнения, и реализация этих
особенностей основана на ритме

Культури і спорту. – 2008. – №.15.

Соревновательного взаимодействия. Поэтому «чувство ритма» является актуальным психическим качеством как в процессе освоения спортсменом техники движений, так и в соревновании, когда надо согласовать быстроту выполнения приема с быстротой движений противника.

На тренировке тренер обычно задает
нужный ритм или темп голосом,
постукиванием, жестом. В сознании
спортсмена этот ритм сливается с мышечным
впечатлением от выполнения изученного
движения, образуя целостный идеомоторный
образ приема. Темпо-ритмические

Характеристики идеомоторного образа сохраняются и в процессе его мысленного выполнения, что дает возможность целенаправленно его использовать в идеомоторной тренировке. Полученный ритм является индивидуальным для данного спортсмена, но в сравнении с его же ритмом накануне хороших выступлений является показателем готовности спортсмена к соревнованию.

Как показала практика использования
программы «Ритмик», «подгонка» своего
текущего ритма под свой же «шаблонный»
ритм активизирует сенсорные и перцептивные
процессы до оптимального уровня, что
повышает готовность спортсмена к
выполнению данного действия

Непосредственно перед выступлением.
«Чувство ритма» – это комплексное
специализированное качество, которое
является обязательным компонентом

«спортивной формы». Поэтому спортсменам
высокого класса работа с программой будет
полезна на всех этапах подготовки: от
совершенствования индивидуального

Технического мастерства до оптимальной настройки на конкретное соревновательное упражнение.

Для психологической подготовки на УТС
должен использоваться и досуг спортсменов,
где формы физиологического восстановления
могут эффективно дополняться

Интегративными психотехнологиями: телесно-
ориентирован-ными, дыхательными,
медитативными, танце-двигательными и т. д.
Также условия УТС идеально подходят для
формирования различных ритуалов – от
индивидуальной психорегуляции до групповой
мобилизации.

Под Ритуалом Мы понимаем строго
детерминированную последовательность

Действий, регулярное выполнение которых приводит к определенному результату. При этом разнообразие используемых действий и их продолжительность обусловлены только целью и условиями применения, а результатом является изменение психического состояния и межличностных взаимоотношений. Внешне ритуал может выглядеть и как короткое, практически незаметное действие, например,


91


Актуальні проблеми фізичн

Отдельные движения в процессе принятия боевой стойки в единоборствах, и как продолжительная во времени комплексная процедура с использованием внешней атрибутики и других людей – действия игроков команды в определенные моменты игры: забитый или пропущенный гол, тайм-аут, случайная пауза в матче и т. п.

Основными признаками ритуала следует
считать регламентируемость действий (вплоть
до мысленного проговаривания словесных
формул), их обусловленность

Соревновательной ситуацией (в одинаковые
моменты – одинаковые действия) и целостную
смысловую направленность: восстановить
оптимальный баланс эмоций, сконцентировать
внимание на конкретных объектах,
«отключиться» от внешних помех и т. д. В
классификации методов психорегуляции по
В. П.Некрасову (1985) создание и

Использование ритуала следует отнести к наивным или простейшим методам, в зависимости от механизма воздействия на психику.

Например, талисманы, «счастливые» места, номера или стороны, способы шнуровки обуви, последовательность одевания снаряжения и тому подобные особенности, которые могут строго контролироваться спортсменом, несут в себе элемент веры в сверхъестественные силы, удачу или судьбу, что является принципиально непроверяемым и позволяет назвать эти методы психического воздействия наивными, несмотря на их значимость для состояния спортсмена.

Простейшими методами психорегуляции
являются стандартизированные

Последователь-ности действий, которые имеют психофизиологическое обоснование: опреде­ленный ритм дыхания, закрывание глаз или взгляд «в никуда» для мысленного повторения действия, конкретные движения и т. п.

Ритуал в спорте высших достижений может быть создан для решения различных задач, среди которых чаще всего можно выделить следующие:

1) Формирование Адекватного Эмоционального Настроя На выполнение соревновательной попытки;

2) Формирование Конкретной Установки На выполнение последующего действия, приема, подхода и т. п.;

3) Подготовка Функциональных Систем Организма к предстоящему выполнению соревновательного действия;

4) Формирование Уверенности В успешном завершении предстоящего действия и всего выступления в целом;

5) Закрепление Полученной Информации, создание психологической «опоры» в процессе обучения (в психологии этому есть еще одно название: психологический «якорь», техника «якорения» и т. п.);

Культури і спорту. – 2008. – №.15.

6) Деактуализация Негативных

Последствий Неудачной попытки, приема или
действия как противоположность предыдущей
задаче с целью восстановления

Эмоционального баланса до оптимального уровня.

На УТС спортивный психолог может наблюдать за поведением спортсмена практически 24 часа в сутки, что позволяет получать объективную информацию о качестве выполнения установок и заданий. Это дает возможность оперативно реагировать на изменения состояния отдельного спортсмена и микроклимата в команде, своевременно вносить коррективы в психологическую подготовку.

Выводы

Профессиональная деятельность психолога
в спорте высших достижений имеет
специфичные черты, которые принципиально
отличают ее от других направлений и должны
быть учтены при планировании

Психологического воздействия в учебно-
тренировочном процессе спортсменов высшей
квалификации. Игнорирование этой

Специфики приводит к снижению

Эффективности психологического

Сопровождения и в итоге – к разочарованию в
целесообразности сотрудничества с

Психологом.

В каждом виде спорта имеются свои
особенности организации и проведения
тренировочного процесса, тем более на
завершающем этапе олимпийского

Четырехлетия, но выделенные направления психологического сопровождения применимы для большинства из них. Знание этих особенностей позволяет предусматривать мероприятия по психологической подготовке и учитывать деятельность спортивного психолога еще на этапе планирования.

Оптимальное использование средств и
методов психологического сопровождения
позволит эффективно осуществлять

Комплексную подготовку спортсменов и
максимально реализовать потенциал

Спортсмена на соревновании.

Учебно-тренировочный сбор является
одной из наиболее эффективных форм
подготовки спортсменов по всем

Направлениям, в том числе и психологической.
Использование современных технологий,
методов регуляции психических состояний,
создание адекватных ритуалов

Тренировочного, предсоревнова-тельного и соревновательного поведения позволяют решить большинство задач психологической подготовки спортсменов высокого класса.


92


Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2008. – №.15.


Литература

1. Сивицкий, В.Г. Психологическое сопровождение спортсменов высокого класса / На пути к Пекину: Материалы методического семинара. – Мн.: БГУФК, 2007.

2. Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 6.

3. Сивицкий, В.Г. Компьютерная психодиагностика готовности к соревнованию / Материалы методического семинара по спортивной психологии. – Мн.: ЗАО «ВЕДЫ», 2005.

4. Использование ритуала в работе спортивного психолога // Спортивный психолог. 2004. № 1.

5. БрIСкIН Ю.А., Сивицький В.Г. Навчально-дiагностичний комплекс для одноборств та спортивних iгор «Суперник» / Свiдоцтво автора про твiр ПА № 588 вiд 4 липня 1997 року.

Abstracts. V. G. Sivitsky. Particularities of the psychological accompaniment in high achievement sport // Contemporary

Problems of physical culture and sports. – 2008. – №15. – P. 85-93. The aim Of the study – research features of psychological support in modern sports of high achievements. The Methods: theoretical analyses, computer modeling, prognosis of preparation. Results: the clause is devoted to features of psychological support in sports of high achievements; typical problems of psychological preparation, organizational forms of support and a condition of an overall performance of the sports psychologist are analyzed; concrete recommendations for psychological support of sportsmen of a high class, in particular, on training session are offered. Keywords: Sports of high achievements, psychological support, the sports psychologist, training session, ritual.

Анотація. В.Г. Сивицький. Особливостi психологiчного супроводу в спортi вищих досягнень // Актуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2008. – №.15. – С. 85-93. Мета Дослідження – вивчення особливостей психологiчного супроводу спортсменiв на сучасному етапi розвитку спорту вищих досягнень. Методи: Теоретичний аналiз i синтез, комп’ютерне моделювання, прогнозування пiдготовки. Результати: В статті розглянуто особливості психологічного супроводу в спорті вищих досягнень; проаналізовано типові проблеми психологічної підготовки, організаційні форми супроводу та умови ефективності роботи спортивного психолога; пропонуються конкретні рекомендації для психологічного супроводу спортсменів високого класу, зокрема, на навчально-тренувальному зборі.

Ключові Слова: Спорт вищих досягнень, психологічний супровід, спортивний психолог, навчально-тренувальний збір, ритуал



Статтю Отримано До Публікації: Жовтень 2008. Статтю Прийнято До Публікації: Жовтень 2008.

93


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙАктуальні проблеми фізичної культури і спорту. – 2007. – №12.

ІIІ НАУКОВИЙ НАПРЯМ НАУКОВО-МЕТОДИЧНЕ ТА МЕДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПІДГОТОВКИ ЗБІРНИХ КОМАНД

Похожие статьи