Автор этих строк пoсвятили 95-лeтний, юбилeйный к «Фaрмaк» гoд, нaукe. И нaзвaли эту инициaтиву Science Inside. В рaмкax этoй инициaтивы я вмeстe с Юриeм Мaрчeнкo и издaтeльским дoмoм «Oснoвы» выпустили книгу «Будe тoбі нaукa», oб укрaинскиx учeныx, кoтoрыe мeняют сфера.
Мы увeличили бюджeт R&D. Нaчaли издавание кoрпoрaтивнoгo журнaлa, пoсвящeннoгo дoстижeниям в сфeрe фaрмaцeвтики.
И наш брат сдeлaли свoй пeрвый мoбильный фaрмaцeвтичeский музeй. Чaсть этиx экспoнaтoв вoшли в глoбaльный музeй нaуки, кoтoрый сoздaвaли спeциaлисты Мaлoй aкaдeмии нaук, сoвмeстнo с aгeнтствoм Gres-Todorchuk. К счaстью, в мирe ужe сущeствуют музeи нaуки, рeбятa мoгли пoзaимствoвaть идeи чтобы экспoнaтoв в тoм числe и oттудa — чaсть приexaли изо Вeликoбритaнии, чaсть из Пoльши, чaсть с другиx стрaн. Мы взяли нa сeбя блoк, кoтoрый кaсaeтся чeлoвeкa, и прoфинaнсирoвaли eгo сoздaниe.
Мoбильный музeй «Фaрмaк». Фoтo: «Фaрмaк»
O мoбильнoм фaрмaцeвтичeскoм музee oтдeльнo. Чтo дoлжeн пoнять чeлoвeк, кoтoрый eгo увидит?
— В первую часть, мы хотим показать изнанку современной украинской фармацевтики. Зачем вполне естественно для фармкомпании, наш брат хорошо разбираемся в лекарствах, биологии человека, фармакологии. Ты да я — наукоемкая отрасль, которая издревле и успешно конкурирует с миром за клиента.
(для того преодолеть существующий, к сожалению, стереотип, яко «на Западе лучше». Нет, безвыгодный лучше. Наши препараты давно поставляются в страны Есть. Наше производство — сложный технологичный процесс, научный процесс. Все производственные очерк имеют европейскую сертификацию качества GMP.
Пишущий эти строки понимаем, что не все представляют, с чего состоит таблетка, которую им прописывает анатом. На что влияет. Понимаете, в музее аптечного конъюнктура во Львове все были, видели, (языко смешивают порошки. А как это происходит в 21 веке нет слов всем мире интересуются немногие. Отсель — виртуальный симулятор, отсюда — информационные стенды.
Да мы с тобой показали историю фармацевтики в Украине. Благодаря тому что что «Фармак» помнит ее всю, с 1925 годы до сегодняшних дней. Прочувствовали бери себе множество кризисов и турбулентностей. И, вне) (всякого) сомнения, у нас есть клетка человеческого тела, для которую и воздействуют препараты.
Представляю себя, как весело было делать клетку…
— Припеваючи было, когда ее экспонировали — закачаешься-первых, люди интересовались, что сие за глаз. Во-вторых, к сожалению, квадрат номер один не прошла краш-мира в Музее науки. Там был экранчик, его разбили. Бластомер номер два вышла более прочной, же руководство музея все равно предложило послужить щитом ее стеклом.
Интересно было складывать VR. У нас произошла синергия, люди, которые занимаются VR, равно как не разбирались в фармацевтике, мы показали им устраивание. Потом реальные узлы производства перенесли в 3D, оцифровали. Протестировали получай людях, которые пользуются этим оборудованием в реальности. Сие настоящие реакторы, настоящие упаковочные автоматы, настоящие молекулы. Автор показываем реальные технологические процессы, которые вольно можно демонстрировать даже студентам в вузах.
Ленуся Зубарева. Фото: Константин Мельницкий / занятие
Кроме телепорта, к сожалению…
— Да что ты, кроме телепорта, в жизни нельзя подвигаться с помощью нажатия кнопок. Но в целом — действительность, как она есть.
(как) будто отреагировало медиаполе?
— (бог) велел сказать, что коронавирус нам подыграл — забота к науке в 2020 году бьет постоянно рекорды, и, конечно, все сосредоточены держи медицине. Подогрел интерес президент Волдюха Зеленский, пообещав еще весной леодр за препарат, который лечит Covid-19 или — или вакцину.
Мы стартовали в прошлом году и рань, можно сказать, стараемся задавать краски и подавать пример тем, кто не более начинает понимать важность науки в Украине в целом и бизнесе в частности. Подобно как-то всколыхнули, что-то вывели нате поверхность.
Мобильный фармацевтический пинакотека поедет путешествовать по стране?
— Наша сестра этого очень хотим. В этом (вся смысл. Мы хотим, чтобы дьявол стал объединяющей платформой для коворкинга, исполнение) проведения презентационных мероприятий. Днепр, Жемчужина Черноморья, Харьков, Львов — и это один начало.
К сожалению, пандемия внесла коррективы. Задумывать на следующий год достаточно каверзно. Но мы готовы, все экспонаты максимально мобильны, их от нехрен дела сложить и отправиться в путешествие.
Не долго думая на вашем виртуальном производстве смертный создает молекулу препарата «Амизон». Перестань ли продолжение? Может, человек хорош сам ловить и убивать вирусы, классическая стрелялка?
— Ваша сестра правы, у нас будет продолжение ролика, да без стрельбы по вирусам, извините, так скучно не будет: хотим продемонстрировать, каково это — быть таблеткой, попадаться (на глаза) сначала на язык, и вниз объединение пищеводу, до желудка.
В принципе, музей — это, в том числе, средство собирать научные коммьюнити среди студентов. Скажите, кто именно будет нужен в медицинском сообществе будущего, и, в частности, фармакологическому рынку «Фармак» черезо пять, десять лет? Что прослеживать?
— Если школьник чувствует в себя тягу к фармацевтике, им однозначно нужно исходить в вуз, выпускающий фармацевтические кадры. Автор этих строк сотрудничаем со всеми, один с крупнейших — Харьковский фармацевтический установление.
Но я хочу сказать, подобно как фармацевтика — это космос. Никаких пределов. Сие легко понять, сравнивая фарму 15 планирование назад и сейчас. Абсолютно разные утварь.
Понятно, что есть тенденции развития. Автор говорим о том, что будут интересны биотехнологии, генная конструирование. Мы говорим о телемедицине. О робототехнике — оттого что сети позволят проводить операции возьми расстоянии.
Что ближе фармацевтике — об умном производстве. Сие высокотехнологичный процесс, это специальное программное гарантия. Фарма — уверенный потребитель IT.
В томик числе, и столь неоднозначно воспринимаемая ныне положение биохакинга: ее также возьмут перед контроль с помощью научных исследований, поэтому что на это появился представление со стороны общества. По сути, сие уже происходит: умные часы и фитнес-браслеты измеряют раздо показателей, помогая человеку выстраивать шамовка, занятия спортом. Рано или сделанного не вор биохакинг будет оцифрован.
Светлая Зубарева. Фото: Константин Мельницкий / случай
Несколько лет назад глава американской компании Netflix Рид Хастингс сказал, что-нибудь фармакология сможет создать полноценные таблетки виртуальной реальности, и сие изменит индустрию развлечений. Этого несть в трендах?
— Это совсем запредельная фантастика. Же точечное лечение однозначно будет, эпизодически молекула препарата будет доставляться естественно к больному органу, не причиняя вреда любым другим.
Идеже в этом «Фармак»?
— Автор — генерическая компания. Присутствуем нет слов всех терапевтических группах лекарственных средств. Работаем со сложными препаратами. Тщательно изучаем знатный рынок и конкурируем там. Украинский фирма, который хорошо воспринимается за рубежом.
Безубыточно развивающийся бизнес — вы декларируете сие достаточно часто.
— У нас — я имею в виду и «Фармак», и малорусский бизнес, и мировой бизнес в целом — в закромах выбора. Нет такого, что кто именно-то пришел и сказал: «Ну, давайте, вам тут подумайте, хотите устойчиво разгораться или нет?» А бизнес в ответ: «Да что вы, нет, это затратно, я, пожалуй, откажусь». Вышел такого выбора перед бизнесом.
Буде вы хотите сейчас иметь квалифицированные кадровый состав, выигрывать конкуренцию за потребителя, следовать поставки и контракты с крупными национальными и международными компаниями, вас не можете развиваться по-другому. Собственной персоной рынок не даст.
Приставка ново-: новобрачный во время Всемирного экономического форума 120 крупных компаний изо разных стран заявили, что включат в домашние финансовые отчеты 21 показатель устойчивого развития. В самый величественный индикатив для инвестора и для фондовых рынков.
Естественное, в Украине эти принципы принимают невыгодный все. В основном, это компании, которые сейчас работают с мировым рынком.
В нежели это выражается конкретно в деятельности компании?
— Автор пересмотрели все процессы. Честно про себя ответили, что можно забацать, чтобы сохранить планету от вредного воздействия. Сие, конечно же, отходы, которые перерабатываются в полном объеме, в зависимости с категорий, мы их либо сертифицировано захораниваем, либо перерабатываем, либо уничтожаем.
Производственные процессы опять же построены на методе бережливого производства. В какой степени это возможно в фармацевтике — сие очень зарегулированный рынок. Ты да я энергоэффективны, снижаем потребление, строим современные очистные сооружения.
Алёна Зубарева. Фото: Константин Мельницкий / сут
Коллеги по фармотрасли поддерживают начинания? В целом в промышленности?
— Любое же фарма — высококонкурентный биржа, нет такого, что прям «ребята, эгегей, да мы с тобой с вами, давайте вместе что-нибудь сделаем». А в целом есть Клуб устойчивого развития в Союзе украинских предпринимателей, и нас многие поддерживают, многие интересуются, делятся опытом. В таком случае есть, можно сказать, что неизмеримый бизнес заботится об устойчивости.
Вернемся к науке. Хохдяндия на мировом рынке в плане наукоемкости наподобие выглядит? И есть ли перспективы?
— Отнюдь не слишком привлекательно. По данным национального научного фонда США в рейтинге стран решетка по уровню научно-исследовательской активности, Хохландия занимает 42 место. При этом, соответственно данным МОН, доля Украины в общемировом объеме научных публикаций (согласие базе данных журнала Scopus) остается весть низкой — 0,34%. Но метраж публикаций, которые приходятся на 1 млн долларов финансирования исследований и разработок, превышает цифры более развитых стран. В 2017 году настоящий показатель в Украине составил 25,78 единиц нате 1 млн долларов, а в Швеции, например, — долее) (того 2,81 статьи.
При этом ресурсы есть. Мы можем стать мировым R&D центром. У нас умные гоминидэ, хорошая школа. Достаточно много ученых, признанных получи мировом уровне. Но они сделано развивают не Украину, они развивают мировую науку. Наш брат рассказываем о них в своей книге и верим, фигли это поможет зарядить людей двигаться вперед гигантским. И оставаться при этом здесь.
Стереотипный вопрос: нет ли идеи подать повод фармацевтическую долину, по типу Кремниевой долины в США?
— Неужли, что касается фармы, мы ее создали у себя в компании. Максимально развиваем ученый и технологический потенциал. Собрали современные разработки, оборудовали лаборатории. Наши ученые чувствуют себя бери равных с иностранными учеными-фармакологами. Они «в теме» последних разработок, актуальных исследований. Шатия заинтересована в науке в целом и в фармацевтической науке в частности.
Же мы не можем взять получи себя функцию государства. Мы можем помочь ему в достижении что за-то задачи по развитию науки в Украине.
Беседовал Димитрий Бунецкий, специально для дело